Принцип работы турбокомпрессора (турбины) его конструкция и типы
Так как при использовании наддува воздух в цилиндры подаётся принудительно (под давлением), а не только за счёт разрежения, создаваемого поршнем (это разрежение способно взять только определённое количество смеси воздуха с топливом), то в двигатель попадает большая смесь воздуха с топливом. Как следствие, при сгорании увеличивается объём сгораемого топлива с воздухом, образовавшийся газ занимает больший объём и соответственно возникает большая сила, давящая на поршень.
Двигатели внутреннего сгорания снабженные турбокомпрессором более производительные, т.е. меньше удельный эффективный расход топлива (грамм на киловатт-час, г/(кВт•ч)), и выше литровая мощность (мощность, снимаемая с единицы объёма двигателя — кВт/л), что даёт возможность увеличить мощность небольшого мотора без увеличения оборотов двигателя.
Вследствие увеличения массы воздуха, сжимаемой в цилиндрах, температура в конце такта сжатия заметно увеличивается и возникает вероятность детонации. Поэтому, конструкцией двигателей с турбокомпрессором предусмотрена пониженная степень сжатия, применяются высокооктановые марки топлива, а также в системе предусмотрен промежуточный охладитель наддувочного воздуха (интеркулер)- радиатор для охлаждения воздуха.
Уменьшение температуры воздуха требуется также и для того, чтобы плотность его не снижалась вследствие нагрева от сжатия после турбины, иначе эффективность всей системы значительно упадёт. Особенно эффективен турбонаддув у дизельных двигателей тяжёлых грузовиков. Он повышает мощность и крутящий момент при незначительном увеличении расхода топлива.
Наиболее мощные (по отношению к мощности двигателя) турбокомпрессоры применяются на тепловозных двигателях. Например на дизеле Д 49 мощностью 4000 л.с. установлен турбокомпрессор мощностью 1100 л.с.
Наибольшей (по абсолютной величине) мощностью обладают турбокомпрессоры судовых двигателей, которая достигает 7000 л.с. (двигатели Бурмайстер и Вайн).
Современные турбокомпрессоры можно разделить на два основных типа: 1- с изменяемой геометрией соплового аппарата ( VNT турбокомпрессоры) и 2- без геометрии. Все они в свою очередь могут быть моно, твинскролы (двойные турбины) и т.д.
VNT турбокомпрессор (турбина), принцип его работы
При низких оборотах двигателя и небольшом потоке выхлопных газов, VNT система частично перекрывает входное отверстие турбины, увеличивая этим скорость потока выхлопных газов создавая турбиной большее давление. При больших оборотах двигателя и большем потоке поступающих в корпус турбины выхлопных газов, VNT система увеличивает входное отверстие, поддерживая степень наддува двигателя на нужном уровне и защищая сам турбокомпрессор от чрезмерно высокой скорости вращения.
2) Лопатки направляющие выхлопные газы на колесо турбины
3) Управляющее кольцо
4) Шток управления изменяемой геометрией
5) Колесо компрессора
6) Пневматический клапан управления турбиной (пневмопривод).
Изменением размера входного отверстия может управлять как сама величина давления в турбине, используя клапан давления, так и система управления двигателем, используя вакуумный клапан. А модели турбин VNT Multivane делают изменения за счет использования многолопастной системы, поворачивающейся относительно оси турбинного колеса.
Преимущества систем VNT и AVNT (увеличение мощности)
- Турбины VNT и AVNT, создают меньшее давление на выходе двигателя во всем диапазоне его оборотов, при той же степени наддува, что и обычные турбины, обеспечивая в результате больше мощности.
- Больший крутящий момент и лучший отклик.
- При низких оборотах двигателя, модели с технологией VNT и AVNT, разгоняют турбину быстрее и обеспечивают прирост степени наддува по сравнению с традиционными моделями.
- Это позволяет впрыскивать больше топлива и получать больший крутящий момент.
- Улучшение эффективности торможения
- Закрытие лопастей увеличивает давление на выходе двигателя, повышает степень наддува и приводит к значительному улучшению эффективности при торможении двигателем.
- Снижение расхода топлива и токсичности выхлопных газов
- Более низкое давление на выходе двигателя улучшает показатели расхода топлива за счет уменьшения насосных потерь. Системы управления двигателем, путем выбора оптимальной степени наддува, еще более снижают расход топлива и уровень токсичности выхлопных газов. В особенности на грузовых автомобилях AVNT может быть использована для управления рециркуляцией отработавших газов.
Турбокомпрессоры (турбины) без изменяемой геометрии соплового аппарата.
2) Средний корпус
3) Стопорные кольца
4) Хомут крепления среднего корпуса и корпуса турбины
5) Корпус турбины
6) Уплотнения
7) Колесо турбины
8) Подшипники скольжения
9) Аксиальный (упорный) подшипник
10) Колесо компрессора
11) Гайка колеса компрессора
Схематичное расположение турбокомпрессора (турбины) и сопутствующих ему патрубков и деталей на двигателе внутреннего сгорания.
1 – турбокомпрессор (турбина);
2 – воздушные патрубки;
3 – интеркуллер (радиатор охлаждения воздуха).
В принципе турбокомпрессором (турбиной) может быть оснащен любой двигатель внутреннего сгорания: дизельный, бензиновый или работающий на газе. Турбокомпрессоры используются как на двигателях с большим рабочим объемом (судовых, тепловозных и стационарных), так и на двигателях грузовых и легковых автомобилей и даже мотоциклах. Не имеет значения, идет ли речь о двухтактном или о четырехтактном двигателе.