Немного о процессе ремонта турбокомпрессоров (турбин)
Рассмотрим процесс ремонта турбокомпрессора на конкретном пример- Турбокомпрессор Garrett, с автомобиля Форд Транзит.
Турбокомпрессор поступает в ремонт в снятом виде. При поступлении в ремонт специалист производит визуальный осмотр, после чего принимает решение о его дальнейшей судьбе: отправить в ремонт, отправить на стендовую диагностику с целью удостовериться в необходимости производства ремонта, либо отправить в отбраковку.
В нашем случаи турбокомпрессор (турбина) нуждается в ремонте, т.к. при осмотре было выявлено наличие люфта ротора, значительно превышающего предельно допустимые значения, с задирами лопаток колеса компрессора о корпус компрессора и неравномерным уменьшением их рабочей поверхности. Так же было выявлено частичное истирание лопаток колеса компрессора абразивом, со стороны воздушного фильтра.
И так: турбокомпрессор разобран, что мы видим. Требуется восстановление вала турбокомпрессора, замена рем. комплекта, а вот колесо компрессора имеет значительные повреждения и восстановлению не подлежит. Будет заменено на новое.
В процессе ремонта все детали турбокомпрессора подвергаются тщательной очистке путем пескоструйной обработки, мойке в ультразвуковой ванне, и мойке в специальных растворах. Для каждой детали подбирается свой метод очистки, т.к. не все можно отмыть в у.з. ванне и не все можно пескоструить…
После очистки и отмывки деталей производится дефектоскопия на предмет наличия скрытых дефектов, которые существенным образом могут повлиять на процесс ремонта и качество сборки.
Дефекты выявлены, приступаем к их устранению, в нашем случаи необходимо произвести комплекс токарно-фрезерных работ по устранению дефектов среднего корпуса и шлифовку ротора, и ремонт электронного блока управления механизмом изменяемой геометрии (блок управления наддувом турбины).
Следующим этапом является балансировка ротора, как отдельно, так и в сборе с колесом компрессора (балансировка в четырех плоскостях).
После этого мы подбираем рем. комплект (аксиальный и радиальный подшипник, динамические и статические уплотнители, крышку среднего корпуса, тепловой экран и т.д.) Внимательно осматриваем механизм изменяемой геометрии. В данном случаи у нас с ним нет проблем, он очищен и будет повторно использован.
Очередная ступень ремонта, сборка пирамидки картриджа турбины с соблюдением всех допусков, посадок меток и т.д.
Картридж собран и выглядит, как новый! Следующий этап — его проверка на течь масла на специальном стенде и финишная балансировка с разгоном до максимальных оборотов вращения ротора. В данном случаи мы рекомендуем использовать стенды компаний «Шенк», либо «Турботехникс» как наиболее точные и хорошо зарекомендовавшие себя на рынке.
Последний этап — сборка турбокомпрессора воедино и настройка электронного блока.
Вот в принципе и все!
В данном случаи мы рассмотрели только один пример, вариантов ремонта может быть множество и каждый турбокомпрессор- это отдельная история.
Дмитриев Роман ООО «Мастертурбо» 2017г.